Научно-образовательный центр
«Карьера»
8 (800) 707-25-48 (бесплатно)
8 (8442) 20-05-08
8 (906) 451-51-50
400078, г. Волгоград,
проспект им. В. И. Ленина, д. 100
kariera.o@yandex.ru
ГлавнаяИнтересноеТеоретические и практические функции дидактики

Теоретические и практические функции дидактики

 

Становление дидактической системы

Заглянув в словарь В. Даля, мы увидим, что дидактика – это греческое слово, значение которого определяется как искусство обучать. С возникновением необходимости передавать подрастающему поколению накопленный социальный опыт, достижения, научные знания и культуру и началось формирование этого особого вида деятельности.

 

 

Этот процесс был очень медленным, и зависел не только от уровня развития общества, но и от его способности к обучению. В своем развитии дидактика опиралась на смежные науки – такие, как философия, психология, социология, кибернетика. Отражением объективных межпредметных связей стали общенаучные понятия, без которых дидактические исследования уже не мыслятся.

 

Задачи и функции дидактики

Эта отрасль педагогики изучает теоретические основы преподавания, занимается поиском и разработкой новых методологий обучения. Но теория не может являться самоцелью, она должна выступать основой для практического применения. Дидактика призвана не только просвещать, но и преобразовывать действительность – направляя и совершенствуя её. Еще древние мыслители считали, что обучая ребенка, развивая его умственные способности, мы формируем нравственные качества подрастающего поколения, его духовную культуру.

 

Впервые, это открытие было опубликовано великим чешским педагогом Я. А. Коменским. В своей работе «Великая дидактика» он раскрыл обе стороны обучения, обозначив их как:

 

  • объективная, выполняющая диагностические и прогностические функции;
  • субъективная, отвечающая за нормативное применение законов обучения.


Согласно его теории, воспитывать и обучать детей надо не словесной книжной методикой, а чувственным восприятием вещей. Коменский считал, что наблюдая за окружающим миром, человек способен осознавать причинно-следственные связи происходящих событий. Разграничив цели и задачи обучения, он не только создал теоретическую основу для решения дидактических вопросов, но и впервые перешел к её практическому применению.

 

Основные категории

В результате обобщения научных и практических сторон обучения были выделены понятия, раскрывающие основы и логику всей исследовательской:

 

  • образование;
  • воспитание и преподавание;
  • учебный процесс и учебный материал;
  • знание, умение и навык;
  • цели, методы, средства и результат обучения.

 

Имея свою структуру и взаимодействуя между собой, категории придают целость всей системе, составляя каркас дидактики.

 

 

 

Посмотрите также:

Курсы для учителей
"Научно-образовательный центр "Карьера" в соответствии с Фед...
Дистанционные курсы повышения квалификации учителей
На сегодняшний день система образования предполагает, чтобы ...
Переподготовка учителей
Научно-образовательный центр "Карьера" предлагает пройти обу...
Профессиональные компетенции воспитателя
Профессиональная компетентность современного воспитателя тре...
Как стать воспитателем?
Хотя воспитатель имеет довольно низкую заработную плату, но ...
Воспитание толерантных взаимоотношений в школе
Воспитание толерантности в школьной среде является одной из ...
Основной государственный экзамен (ОГЭ)
Основным государственным экзаменом называется одна из разнов...